Ссора похожа на игру в пинг-понг — для того, чтобы она продолжалась, необходимы двое участников.
Мы втягиваемся в ссоры потому, что:
— поддаемся реактивной эмоциональности и начинаем защищаться;
— нам кажется, что для того, чтобы нас поняли и услышали, необходимо еще раз повторить то, что мы думаем;
— за всем этим мы не просто не слышим партнера — мы боимся его услышать, так как нам представляется, что внимательное слушание равно согласию.
Одна из рекомендаций, которую я даю на сеансах — использовать восприимчивое слушание. Как это происходит:
1. При первых признаках ссоры сдержите импульс к тому, чтобы огрызнуться в ответ.
2. Побудите своего партнера поделиться своими мыслями, чувствами и желаниями, не защищаясь и не выражая с ним согласия.
3. Повторите его точку зрения своими словами, дабы продемонстрировать — что именно, как вы полагаете, он думает и чувствует. Важно делать это без иронии и спокойным тоном.
4. Попросите вас поправить и изложить свою точку зрения более подробно.
5. Придержите свой собственный ответ на потом. При принятии важных и спорных решений подождите день или два перед тем, как поделиться своим видением проблемы. При рассмотрении менее важных вопросов сделайте паузу и спросите, хочет ли ваш собеседник узнать ваше мнение.
Если вы внимательно следовали первым четырем пунктам, то, уверяю вас, любой собеседник будет заинтересован в том, чтобы услышать ваше мнение.
Восприимчивое слушание — простой и одновременно весьма сложный навык.
Хотите, расскажу про правила оказания поддержки в семье?