Нет денег: психологические причины

Нет денег: Психологические причины. Часть 1: Как исправить ситуацию?

«Мало зарабатываю», «Не могу накопить на ...», «Не хватает на привычный образ жизни», «На мне висит несколько кредитов», «Кажется, что я работаю только на ипотеку».

Знакомо? В той или иной степени с такими денежными сложностями сталкиваются практически все. У отсутствия денег есть и внешние причины (стагнация рынка, неожиданное разорение фирмы, на которую вы работаете и т. д), а есть внутренние, психологические причины. Лично мне кажется, что эти внутренние психологические причины важнее внешних. Во всяком случае, если хорошо в них разобраться, ваше финансовое благополучие улучшится даже не смотря на мировой финансовый кризис. Поэтому именно о психологических аспектах отношений с деньгами мы и будем говорить.

Я вижу шесть основных блоков, влияющих на наши отношения с деньгами. Сегодня поговорим о первом.

Родительская семья

Мама и папа, бабушка и дедушка, наша семья, те, кто в раннем детстве не только заботится о нас, но и формирует наше отношение ко многим вещам, в том числе, конечно же, и к деньгам. В этом нежном возрасте мы еще не умеем мыслить рационально, не умеем подвергать разумной критике и принимаем на веру, не осмысляя, все то, что нам предлагают родители. Это задает определенную психологическую уязвимость — мы принимаем и усваиваем все, что говорится или делается нашими близкими. Как младенец доверяет маме и верит, что материнское молоко — это благо и дар, так и психика ребенка некритично, не подвергая сомнениям, впитывает то отношение к деньгам, которое бытует в семье. В психологии — это называется интроектом. С раннего детства мы усваиваем интроекты не только на тему денег, но на все случаи жизни.

Здорово, если эти интроекты, по простому семейное восприятие денег, материального достатка и финансового роста оказывается адаптивным и начинает исподволь работать на благосостояние выросшего ребенка. А если нет?

Что может вам помочь?

Предлагаю вам микро-практику по исследованию семейных «денежных шаблонов». Возьмите лист бумаги и разделите его на три колонки.

В первой колонке вы пишете все, что говорили о деньгах ваши бабушки и дедушки, ваши родители. Например, бабушка говорила «рубль копейку бережет», дедушка говорил «не имей сто друзей, а имей сто рублей», папа «деньги надо тратить, пока не обесценились» и т. д.

Во второй колонке вы отвечаете на вопрос «Правда ли для меня эти слова? Верю я в них или не верю?». К каждому семейному представлению о деньгах вы должны написать свое отношение.

В третьей колонке вы пишите, как влияет на вас то или иное утверждение, как оно раскрывается в вашей жизни. Например, папа говорил «деньги надо тратить, пока не обесценились», вы в это не верите, но в третьей колонке неожиданно пишите «я не делаю сбережений, я правда боюсь, что деньги обесценятся».

Закрыть меню