Нет денег: психологические причины

Нет денег: Психологические причины. Часть 3: Окружение и среда

Мы поговорили о том, как на наше финансовое положение влияет опыт, полученный в детстве от родителей и от первого взаимодействия с деньгами. Теперь поговорим, как на наши отношения с деньгами влияют окружение и среда.

Окружение и среда

В жизни подросшего ребенка появляются новые значимые люди и новые взаимоотношения. Ребенок начинает сравнивать себя с другими детьми, знакомиться с новыми, неизвестными ему по родной семье, типами поведения. За счет расширения круга общения за пределы родительской семьи в психике ребенка активно формируются представления о «богатый» и «бедный». Коротко, влияние этого процесса на финансовые сложности во взрослом возрасте, можно описать через идею полюсов. На одном полюсе — бедность, на другом полюсе — богатство, между полюсами — непрерывная линия, на которой каждый может найти и поместить свое финансовое состояние — средний достаток, временные финансовые трудности, доход выше среднего и так далее, все возможные промежуточные варианты. Взаимодействуя вне семьи со сверстниками, сравнивая себя с ними, ребенок помещает себя где-то на этой линии финансового благополучия. Заодно в психике формируются представления о крайних полюсах этой линии, то есть о том, что такое богатство, и что такое бедность.

В психике взрослого человека так называемый континуум бедности-богатства продолжает функционировать, часто неосознаваемо и незаметно. Негативные, неполезные результаты неявной, подпольной работы этого континуума проявляются в самоограничениях (часто неосознаваемых), неамбициозности и различных страхах, связанных с деньгами и их количеством, а также спадом мотивации и работоспособности, неразумных, вредоносных действиях в денежной сфере (например, неподъемными займами под грабительский процент) и даже общим снижением жизненного тонуса. Кроме того, психологическое влияние этого континуума бедности-богатства может приводить к завышенным требованиям к себе и нереалистичным целям.

Помните жадного дядюшку Скруджа из диснеевского мультфильма про утят? Он только копил и совсем не тратил, он считал себя бедным, не смотря на целое хранилище денег. Это иллюстрация к тому насколько искаженными могут быть представления о бедности и богатстве.

Приведу еще один пример: молодой человек получает образование в хорошем европейском университете. Его родители оплачивают образование с большим трудом, но все же не экономя каждую копейку. Оказавшись в университете, молодой человек вдруг обнаруживает, что он самый бедный студент на курсе. Все время учебы он экономит, потому что не может себе позволить жить на такую же «широкую ногу», как и его однокурсники. Возвращаясь в Россию он оказывается в своей обычной среде, где он не самый богатый и не самый бедный, и денег у него достаточно: на хороший отпуск, на хороший автомобиль. Но в своей голове он все еще самый бедный студент на курсе и это чувство приводит его к неуемному трудоголизму, к рискованным ставкам на бирже, к чрезмерным тратам на дорогие имидживые вещи.

Получается замкнутый круг — представления о финансовом благополучии родом из детства или юности оказывают отрицательное воздействие на психику уже взрослого человека, это приводит к дестабилизации самооценки, а затем — к неудачам в финансовых вопросах. Самое неприятное, что взрослый человек передает этот «багаж» денежных неудач дальше — своим детям и внукам, заочно осуществляя негативное влияние уже на их представление о бедности и богатстве.

Что может вам помочь?

Изучите свое отношение к богатству и бедности. Вы бедный или богатый? Или где-то посередине? Какой ежемесячный доход кажется вам непозволительно низким? А какой доход для вас высокий? Как вам кажется, каких денег вы не заработаете никогда? Кстати, почему? 🙂

Закрыть меню