Центр психологической помощи
+7-499-112-02-04

Нет денег: психологические причины-1. Как исправить ситуацию?

нет денег: психологические причины

“Мало зарабатываю”, “не могу накопить на”, “не хватает на привычный образ жизни”, “на мне висит несколько кредитов”, “кажется, что я работаю только на ипотеку”. Знакомо? В той или иной степени с такими денежными сложностями сталкиваются практически все. У отсутствия денег есть и внешние причины (стагнация рынка, неожиданное разорение фирмы, на которую вы работаете и т.д), а есть  внутренние, психологические причины. Лично мне кажется, что эти внутренние психологические причины важнее внешних. Во всяком случае, если хорошо в них разобраться, ваше финансовое благополучие улучшится даже не смотря на мировой финансовый кризис. Поэтому именно о психологических аспектах отношений с деньгами мы и будем говорить.

Я вижу шесть основных блоков, влияющих на наши отношения с деньгами. Сегодня поговорим о первом.

 

Родительская семья.

Мама и папа, бабушка и дедушка, наша семья, те, кто в раннем детстве не только заботится о нас, но и формирует наше отношение ко многим вещам, в том числе, конечно же, и к деньгам. В этом нежном возрасте мы еще не умеем мыслить рационально, не умеем подвергать разумной критике и принимаем на веру, не осмысляя, все то, что нам предлагают родители. Это задает определенную психологическую уязвимость — мы принимаем и усваиваем все, что говорится или делается нашими близкими. Как младенец доверяет маме и верит, что материнское молоко — это благо и дар, так и психика ребенка некритично, не подвергая сомнениям, впитывает то отношение к деньгам, которое бытует в семье. В психологии — это называется интроектом. С раннего детства мы усваиваем  интроекты не только на тему денег, но на все случаи жизни.

Здорово, если эти интроекты, по простому  семейное восприятие денег, материального достатка и финансового роста оказывается адаптивным и начинает исподволь работать на благосостояние выросшего ребенка. А если нет?

Что может вам помочь?

Предлагаю вам микро-практику по исследованию семейных «денежных шаблонов». Возьмите лист бумаги и разделите его на три колонки.

В первой колонке вы пишете все, что говорили о деньгах ваши бабушки и дедушки, ваши родители. Например, бабушка говорила «рубль копейку бережет»,  дедушка говорил «не имей сто друзей, а имей сто рублей», папа «деньги надо тратить, пока не обесценились» и т.д.

Во второй колонке вы отвечаете на вопрос «Правда ли для меня эти слова? Верю я в них или не верю?».  К каждому семейному представлению о деньгах вы должны написать свое отношение.

В третьей колонке вы пишите, как влияет на вас то или иное утверждение, как оно раскрывается в вашей жизни. Например, папа говорил «деньги надо тратить, пока не обесценились», вы в это не верите, но в третьей колонке неожиданно пишите «я не делаю сбережений. я правда боюсь, что деньги обесценятся».

 

Друзья, рассказывайте, что у вас получилось, а пока напишу продолжение «Первый опыт».

 

 

Добавить комментарий