Почти век назад выдающимся русским психологом Львом Семеновичем Выготским был введен термин «зона ближайшего развития». Что под этим подразумевается?
— Те действия, которые ваш ребенок пока не может совершать самостоятельно, но способен делать с вашей поддержкой или с педагогом, и вскоре обязательно будет уметь делать сам.
— Те занятия, которые не доступны вам в одиночку, но уже успешно выполняются совместно с тренером, преподавателем иностранного языка, коучем, психологом, и в ближайшее время будут освоены вами в достаточной степени.
— Непосредственно место развития.
Почему в любом обучении так важно думать о зоне ближайшего развития? Все просто.
С одной стороны, если вы занимаетесь тем, что уже хорошо умеете, то вы не развиваетесь, и вам в какой-то момент может стать скучно.
А с другой стороны, если вы беретесь осваивать слишком сложные темы или навыки, то у вас будет стресс и падение мотивации, оттого что вы не справляетесь.
Именно в зоне ближайшего развития нагрузка будет оптимальной для изучения нового материала, процесса или подхода.
В следующий раз расскажу, как идея зоны ближайшего развития применяется в психотерапии.